Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Запрет на применение повышенного коэффициента при установлении платы за отопление в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета

С 1 января 2017 года в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения, которые позволили управляющим и ресурсоснабжающим организациям выставлять за отопление в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, плату с применением повышающего коэффициента, равного 1,5.
Введение в действие данного положения было направлено, в первую очередь, для стимулирования собственников жилья к установке приборов учета – как индивидуальных, так и коллективных (общедомовых).
Однако, с 14 марта 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232, отменяющие право управляющих и ресурсоснабжающих организаций применять указанный повышенный коэффициент.
Так, подпунктом «г» пункта 5 указанного Постановления предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно новым правилам, все перечисленные изменения подлежат применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года.

Правовые основания для снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учёт осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу статьи 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса РФ оснований снятия их с учёта.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 -6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 56 Жилищного кодекса РФ приведён исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К данным основаниям относятся:
1) подача гражданами по месту учёта заявления о снятии с учёта;
2) утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) выезд граждан на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей;
6) выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Расширен перечень нарушений лицензионных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2017 № 318 внесены изменения в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), касающиеся перечня грубых нарушений лицензионных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
К грубым нарушениям отнесено нарушение следующих лицензионных требований:
- использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
- использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- соблюдение режима труда и отдыха водителей;
- организация проведения обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и недопущение транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- организация и проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Нарушение данных требований может повлечь административную ответственность по части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Изменения вступают в действие с 31 марта 2017 года.

Установлен приоритет восстановительного ремонта транспортного средства над денежной выплатой по закону об ОСАГО

Федеральным законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Действующий закон об ОСАГО дополнен пунктами 15.1, 15.2, 15.3, согласно которым, страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства выдает потерпевшему страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату восстановительного ремонта, размер которой определяется в соответствии с единой методикой.
Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.
Также изменения предусматривают перечень случаев, при наступлении которых должна осуществляться именно страховая выплата:
- полная гибель транспортного средства;
- смерть потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
- стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму, предусмотренную законом;
- потерпевший является инвалидом;
- признание всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт и др.
Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта транспортного средства.
Федеральным закон содержит ряд положений, направленных на защиту интересов потерпевших, в частности: место проведения восстановительного ремонта должно быть доступно для потерпевшего (или предусматривается оплата страховщиком перемещения ТС до места проведения ремонта). Также вводится ответственность страховщика за нарушение обязательств по восстановительному ремонту.
Помимо указанного, Законом урегулированы порядок и сроки проведения восстановительного ремонта.
Федеральный закон вступает в силу 28 апреля 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и применяется к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в законную силу.

Уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции

Одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних. Для достижения этой цели Уголовный кодекс Российской Федерации в 2011 году был дополнен статьей 151.1, предусматривающей ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
Санкция данной нормы закона предусматривает штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
При этом розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной неоднократно, признается таковая, если продавец ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней.
Уголовную ответственность по ст. 151.1 УК РФ может нести физическое лицо – продавец, состоящее с организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющее отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи, также физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствующей сфере. К уголовной ответственности может быть привлечен и "хозяин или руководитель бизнеса" как соучастник преступления, если им даны прямые указания (разрешения, распоряжения) на нарушение продавцом правил торговли.
Розничная торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть местом преступления могут быть предприятия розничной торговли (магазины, киоски, мини-, супер- и гипермаркеты) предприятия общественного питания (рестораны, кафе, бары), места, предназначенные для развлечения и проведения досуга (дискотеки, боулинги, молодежные клубы, бильярдные). Это могут быть места, где разрешена розничная продажа алкогольных напитков или в которых продажа алкогольной продукции запрещена.
Налоговое законодательство относит к розничной торговле и торговлю с рук вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, транспорте, на дому, улице или пляже. Но ответственность в данной сфере торговли может нести только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Установление уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним является одной из мер, направленных на решение проблемы приобщения несовершеннолетних к алкоголю. Она необходима для обеспечения полной физической недоступности алкогольной продукции для них.

Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде

За почти 15-летний период с момента принятия федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002 правоохранительными органами накоплен достаточный опыт работы в данной сфере.
Согласно положениям вышеуказанного Закона, экстремистская деятельность (экстремизм) это помимо прочих проявлений:
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
К сожалению, угроза экстремистских и террористических проявлений по- прежнему остаётся актуальной, спектр противоправных проявлений расширяется, вовлечение новых членов в объединения деструктивного характера ведется с повышенной активностью.
Зачастую пропагандируемые членами деструктивных организаций и объединений идеи преподносятся так, что даже зрелому человеку сложно разобраться в их сущности. Особенно это тяжело, когда идея подкрепляется свободно трактуемыми или вырванными из контекста цитатами из священных писаний, видеороликами, оправдывающими насилие на почве ненависти к лицам иной национальности, вероисповедания, социального статуса.
Статистика показывает, что ежегодно от 70 до 90% преступлений экстремистской направленности совершается молодыми людьми до 30 лет.
Большинство регистрируемых преступлений экстремистской направленности связано с распространением идеологии (материалы в сети Интернет, листовки, печатные издания, надписи на стенах, устные публичные выступления.
Основными тенденциями в настоящее время являются:
- Повышенные усилия лиц, действия которых направлены на привлечение новых участников в организации исламистской (не имеющей отношения к традиционному Исламу, но использующего подмену традиционных понятий этой религии) направленности (в том числе запрещенные на территории РФ).
Кроме того, организации, использующие искаженную идеологию иных религий (напримерпсевдохристианские) также проводят активные действия по вовлечению в деструктивную деятельность новых членов путем организации лекций, семинаров, распространения различных пособий и материалов.
По-прежнему актуальна проблема распространения националистической идеологии. Как правило, группировки агрессивно настроенной молодежи формируются по территориальному принципу или через социальные сети.
Кроме того, в современном обществе сформировались группы, которые борются с социальными проблемами общества, используя противоправные методы. Позиция правоохранительных органов на этот счет однозначна: бороться с социально-опасными явлениями необходимо законными способами. Совершая насильственные преступления, пусть и с благими намерениями, человек становится в один ряд с преступниками.
Для того, чтобы не стать жертвой различных сомнительных проповедников или недобросовестных политических деятелей, необходимо изучать свою историю, культуру, религию, знать свои права и уважать права других людей. Во всех затруднительных ситуациях необходимо мыслить критически, советоваться с близкими людьми, читать литературу, не поддаваться призывам к участию в противоправной деятельности, изучать разные точки зрения на события, не принимать необдуманных решений.

Форма предоставления государственным служащим сведений о сайтах в сети Интернет, где размещена информация, позволяющая его идентифицировать

Минтрудом даны рекомендации по заполнению формы предоставления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным служащим или муниципальным служащим, гражданином РФ, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы РФ или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (Письмо от 14.02.2017 №18-3/10/П-866). В Письме дан образец заполнения указанной формы.
В свою очередь форма предоставления сведений утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 №2867-р.
В соответствии со ст.20.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» заполненную форму обязаны предоставлять: граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы; федеральные государственные гражданские служащие; государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации; муниципальные служащие.
Отчетный период для служащего календарный год, предшествующий году предоставления сведений, для гражданина три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу или муниципальную службу (календарный год исчисляется с 01.01. по 31.12 включительно). Служащий обязан предоставить указанные сведения не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
Общедоступной информации дано понятие (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») как общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
В рекомендациях указано, что в качестве данных позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).

Соблюдение противопожарного режима в весенне-летний период

1 марта 2017 г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 18 августа 2016 года № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий».
Данным Постановлением дополнены п. 72 (3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 и п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 .
Согласно внесенным изменениям должностные лица, юридические лица, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти и местного самоуправления, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, должны обеспечивать очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними

Деликтоспособность - это возможность нести самостоятельную имущественную ответственность. Несовершеннолетние несут на общих основаниях самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам и за причинение вреда только в двух случаях:
при эмансипации, то есть объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, что возможно по достижению 16 –летнего возраста;
при вступлении в брак до достижения возраста 18 лет.
Действующим гражданским законодательством РФ предусмотрены два вида ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними, имеющие свои особенности в зависимости от возраста причинителя вреда.
К первому виду относится ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.
Ответственность за вред, причиненный малолетними лицами, несут:
- законные представители: родители, опекуны, попечители, усыновители, организации по надзору за несовершеннолетними (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - принципиальной особенностью этой категории лиц является возложенная на них законодательством ответственность за воспитание ребенка и его надлежащее поведение;
- образовательные (школы, детские сады), медицинские организации (больницы, санатории), иные организации и иные лица (гувернантки, няни), осуществлявшие надзор на основании договора - принципиальной особенностью этой категории является возложенная на них законодательством ответственность только в период действия договора.
Указанные субъекты обязаны возместить вред, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Несовершеннолетними может быть причинена любая разновидность вреда: вред имуществу, жизни, здоровью, моральный вред.
Вина законных представителей может проявляться в следующем:
- безответственное отношение к воспитанию детей, что может выражаться как в активной форме (плохой пример своим отрицательным поведением), так и в пассивной (самоустранение от воспитания, попустительство озорства);
- безответственное отношение к осуществлению надзора за несовершеннолетними (безнадзорность);
- иные формы игнорирования своих семейных обязанностей в отношении детей (отсутствие внимания к ним);
- превышение своих прав по отношению к детям (применение телесных наказаний и т.п.), результатом чего явилось вредоносное поведение детей.
В качестве доказательств отсутствия вины могут служит объективных причины, препятствующие воспитанию, например, пребывание на длительном лечении, наличие препятствий в общении с ребенком со стороны иных лиц.
Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие за ним надзор на основании договора, отвечают только за неосуществление должного контроля за малолетним в момент причинения им вреда.
В случае установления ненадлежащего воспитания со стороны родителей, предшествующего противоправному поведению ребенка, в результате которого причинен вред в период нахождения под надзором организации, в силу п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» ответственность за причинение малолетним вреда должны нести как законные представители, так и организации или лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора, по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.
Обязанное к возмещению вреда лицо отвечает за свое виновное поведение, его ответственность не прекращается и при достижении малолетнимпричинителем возраста совершеннолетия или приобретения имущества, достаточного для возмещения вреда.
В качестве меры социальной защиты потерпевшего по решению суда допускается переход обязанности по возмещению вреда на самого причинителя вреда при соблюдении следующих условий:
- причинение вреда жизни и здоровью потерпевшего. К случаям причинения вреда порчей или уничтожением имущества это положение неприменимо;
- родители (усыновители), опекуны или другие граждане, осуществляющие надзор над малолетним на основании договора, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего. В случае ответственности юридических лиц за действия малолетнего причинителя переложение обязанности по возмещению вреда не допускается;
- причинитель вреда стал полностью дееспособным и обладает средствами для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью
Если ответчик по-прежнему способен нести ответственность перед потерпевшим, она с него не снимается.
Ко второму виду относится ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
В данном случае ответственность за вред несут сами несовершеннолетние всем своим имуществом (стипендия или заработок несовершеннолетнего, иные доходы (алименты, пенсии, проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т.д.), движимое, недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности).
В части не возмещенной суммы несовершеннолетним причинителем вреда и при отсутствии у него достаточных для этого средств, к субсидиарной ответственности привлекаются законные представители, поскольку в рассматриваемом возрасте поведение несовершеннолетних продолжает во многом определяться воспитательным воздействием лиц, осуществляющих за ними родительское попечение и обязанных осуществлять за ними надзор. Данные лица освобождаются от субсидиарной ответственности, если докажут, что вред возник не по их вине.
Организации, осуществляющие надзор за детьми от 14 до 18 лет лишь в период их нахождения в этих учреждениях, к дополнительной ответственности перед потерпевшим не привлекаются.
Ответственность вышеперечисленных лиц носит временный характер и прекращается в следующих случаях:
- при достижении совершеннолетия - 18 лет, при этом ответственность родителей, попечителей прекращается независимо от того, имеется у лица достаточное имущество или нет;
- при появлении у несовершеннолетнего средств достаточных для возмещения вреда, но в данном случае обязанность субсидиарных ответчиков по возмещению вреда приостанавливается и может быть возобновлена, если соответствующие доходы прекратятся;
- при приобретении несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо в результате эмансипации либо в связи со вступлением в брак.
В силу ст. 63 СК РФ воспитание детей это не только право, но и обязанность родителей, в связи с чем родители, лишенные родительских прав не освобождаются от ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним при наличии двух условий:
- не истек трехлетний срок с момента лишения родительских прав;
- противоправное поведение ребенка явилось следствием родительского воспитания.

Уточнены положения о сроках исковой давности и ответственности за нарушение обязательств

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума №6 от 07.02.2017 уточнены разъяснения, касающиеся срока исковой давности и размера процентов за пользование чужими денежными средствами.
Верховным Судом Российской Федерации уточнено, что в настоящее время заявление о пропуске исковой давности может быть заявлено не только при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу в суде первой или апелляционной инстанции (если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции), но также и в судебных прениях всуде первой инстанции.
Также уточнено, что проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые за периоды просрочки исполнения денежного обязательства, имевшего место с 01.06.2015 по 31.07.2016 (если иной размер процентов не был установлен договором), определяются на основании имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых за периоды просрочки, имевшие место после 31.07.2016 года, определяется на основании ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (если иной размер процентов не установлен договором).
Источниками информации о средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц, а также о ключевой ставке Банка России являются официальный сайт Банка России в сети «Интернет» и официальное издание Банка России «Вестник Банка России».
Если средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц за определенный период не опубликована, размер подлежащих взысканию процентов устанавливается исходя из самой поздней из опубликованных ставок по каждому из периодов просрочки. Если отсутствуют и такие публикации, то сумма подлежащих взысканию процентов рассчитывается на основании справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора.