Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Установление требований, которым должно отвечать жилое помещение, необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № АКПИ15-1365 признан недействующим пункт 30 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно Положению основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Суд указал, что правовое регулирование в жилищной сфере и установление требований, которым должно отвечать жилое помещение, необходимо осуществлять с учетом положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» об обязательности санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Статьей 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Вместе с тем в пункте 30 Положения содержатся нормы, учитывающие уровни напряженности электрического поля и индукции магнитного поля, а также их расстояние от стен, окон и высоту от пола в жилом помещении, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и не могут рассматриваться как направленные на защиту жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия.

При сокращении штата сотруднику можно не предлагать вакансии, если он увольняется досрочно

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу части 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй данной статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Соответственно, если работники согласились досрочно расторгнуть трудовой договор, то работодатель сам решает, предлагать им вакансии или нет.

Ветеранам боевых действий предоставлено право поступать на бесплатное обучение в ВУЗ

Федеральным законом от 02.03.2016 № 46-ФЗ внесены изменения в ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пределах установленной квоты ветераны боевых действий имеют преимущественное право поступать на бесплатное обучение в ВУЗы по программам бакалавриата и программам специалитета до 01.01.2017.

Такое право предоставлено ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»:

-военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;

-военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

-военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

-военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.

Ранее, до внесения изменений в ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на бесплатное получение высшего образования было предоставлено только лицам, относящимся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изменения вступают в действие с 13.03.2016.

Индексация пособий гражданам, имеющим детей

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 42 с 1 февраля 2016 года предусмотрен размер индексации 1,07 для государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Так, единовременное пособие при рождении ребенка теперь составляет 15,5 тысячи рублей.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию - 2,9 тысячи рублей по уходу за первым ребенком и 5,8 тысячи рублей по уходу за вторым и последующими детьми.

Кроме того, увеличены пособия, которые выплачиваются в рамках социального страхования.

Максимально возможная сумма пособия по беременности и родам (в размере 100 процентов среднего заработка работающей женщины) составляет 53,9 тысячи рублей за полный календарный месяц.

Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет (выплачиваемого в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица) составляет 21,6 тысячи рублей.

Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации

Руководитель организации обладает особым правовым статусом, который характеризуется рядом особенностей. С одной стороны, это лицо, наделенное властными полномочиями по управлению организацией, с другой стороны, это работник, состоящий с работодателем в трудовых отношениях. Двойственность правового статуса является причиной установления трудовым законодательством специальных оснований для расторжения трудового договора с руководителем.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ помимо общих оснований увольнения существуют специальные основания для увольнения руководителя:

- смена собственника имущества организации. По этому основанию можно уволить также главного бухгалтера, заместителя руководителя. В случае расторжения трудового договора по данному основанию новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже 3 средних месячных заработков работника;

- принятие необоснованного решения руководителем организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации. В обязанности работодателя в данном случае входит доказывание такого необоснованного решения. Это может быть совершение сделки, не соответствующей требованиям закона, при этом должен быть очевиден и причиненный вред. Разумеется, увольнение по указанному основанию должно быть соответствующим образом оформлено: формирование комиссии, расследование обстоятельств, составление актов и т.д. Увольнение руководителя по данному основанию является правом, а не обязанностью работодателя;

- однократное грубое нарушение руководителем организации своих трудовых обязанностей;

- в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). В соответствии со статьей 69 Закона о банкротстве, руководитель отстраняется от должности вследствие нарушения требований закона о банкротстве. Для этого арбитражный управляющий направляет в суд соответствующее ходатайство, которое рассматривается судом. При удовлетворении ходатайства арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя от должности. В таком случае органы юридического лица, на которые возложена обязанность заключения договора с руководителем, расторгают этот договор с формулировкой в приказе "в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. В установленном законом порядке высший орган организации, либо собственник имущества учреждения, либо иной орган, на который возложена функция заключения договора с руководителем, принимает решение о расторжении такого договора. В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Указанная компенсация не облагается подоходным налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Толкование содержания пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ в его системной связи не предполагает ничем не ограниченного произвольного усмотрения работодателя в решении вопроса об увольнении руководителя организации, а право прекращения трудового договора с руководителем организации не является абсолютным и ничем не ограниченным правом работодателя. В любом случае работодатель должен указать мотивы принятия решения об увольнении и доказательства в обоснование законности принятого решения;

- по иным основания, предусмотренным трудовым договором. Сюда может относиться практически любая причина, если это установлено трудовым договором с руководителем. К примеру, разглашение определенной информации, даже если она не относится к коммерческой тайне; не достижение определенных показателей; выявление личных родственных связей с кем-то из работников; работа по совместительству в иной организации и т. д.

Увольнение руководителя помимо приказа основывается на решении собственника организации, либо полномочного органа. После смены руководителя организации необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Обязательные работы как вид наказания и порядок их отбытия

Одним из видов наказаний, которое предусматривает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, являются обязательные работы.

По преступлениям небольшой и средней тяжести в значительных случаях назначается такой вид наказания.

На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В соответствии с частью первой статьи 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Данный вид наказания выполняется осужденными на безвозмездной основе. В тоже время, лицо, которому судом назначено наказание в виде обязательных работ, лишен права выбора вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Под видами работ, как правило, подразумеваются работы, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков:

1.Благоустройство, очистка и озеленение территорий предприятий, организаций, улиц и площадей;

2.Вырубка деревьев и кустарников, обрезка веток;

3.Посадка и прополка саженцев деревьев, кустарников и цветочной рассады;

4.Благоустройство и очистка территорий автобусных остановок;

5.Подсобные работы при благоустройстве тротуаров и проездных путей;

6.Земляные работы;

7.Окраска элементов благоустройства дорог;

8.Очистка дорожных покрытий в местах, недоступных для дорожной техники;

9.Благоустройство кладбищ;

10.Косметический ремонт зданий и помещений;

11.Общестроительные работы;

12.Уборка производственных и служебных помещений;

13.Благоустройство спортивных и детских площадок;

14.Другие виды работ, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Срок обязательных работ зависит от возраста осужденного, категории преступления, по которой подсудимый признан виновным, характеризующих личность данных.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для данного лица, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Совершеннолетним лицам обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

При вступлении приговора в законную силу, копия судебного решения направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию. После регистрации поступивших в Инспекцию документов, инспектор направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию. В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу. Уголовно-исполнительная инспекция вцелях контроля за исполнением обязательных работ проверяет порядок отбытия осужденным наказания. При этом, проверка может осуществляться как с использованием телефонной связи, так с правом выхода по месту отбытия наказания осужденным. В тоже время, администрация учреждения, в котором осужденный отбывает наказание обязана сообщать в УИИ о нарушениях порядка отбытия наказания, допущенных осужденным к обязательным работам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Табель о количестве отработанных осужденным часов и материалы о нарушениях им трудовой дисциплины, поступившие из администрации организации, приобщаются к его личному делу.

Осужденный к обязательным работам обязан:

- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

- добросовестно относиться к труду;

- работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;

- ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

- более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

- более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

- скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Порядок уплаты транспортного налога

Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.02.2016 № 03-05-06-04/9050 разъяснены некоторые вопросы уплаты транспортного налога.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление различных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги при проживании временных жильцов

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.

При начислении платы за коммунальные услуги исходя из норматива, размер платы зависит от количества зарегистрированных либо временно проживающих в помещении лиц.

Порядок установления лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления размера платы за коммунальные услуги предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила).

По общему правилу, количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления собственника (постоянно проживающего потребителя), которое направляется в управляющую компанию или ТСЖ в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.

Однако, в случае если управляющая компания (ТСЖ) располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении, а собственник (постоянно проживающий потребитель) не сообщили о них, и при условии, что жилое помещение не оборудовано прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, управляющая компания (ТСЖ) вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Указанный акт подписывается представителем управляющей компании и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - представителем управляющей компании и не менее чем 2 потребителями (собственниками либо нанимателями помещений).

В акте обязательно указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей.

В случае, если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Управляющая компания (ТСЖ) обязана передать один экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а также направить в течение трех дней в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п.п. 42, 56 (1), 58 Правил).

Право управляющей компании (ТСЖ) производить начисления платы за коммунальные услуги исходя из количества фактически проживающих лиц, число которых установлено актом, до момента их выбытия, наступает только в случае полного соблюдения указанных выше требований.

Несоблюдение же требований Правил указывает на отсутствие правовых оснований у управляющей компании (ТСЖ) начислять плату (при применении норматива) исходя из количества установленных фактически проживающих лиц в помещении.

Внесены изменения в Порядок замены водительских удостоверений

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2016 года № 65 медицинское заключение исключено из перечня документов, представляемых гражданином при замене водительского удостоверения в случаях изменения персональных данных его владельца, повреждения или утраты удостоверения. При этом медицинское освидетельствование остаётся обязательным в случаях, предусмотренных статьёй 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений были утверждены постановлением Правительства от 24 октября 2014 года №1097.

Правилами, в том числе, был расширен перечень случаев прохождения водителями транспортных средств (кандидатами в водители транспортных средств) обязательного медицинского освидетельствования, установленный статьёй 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Так, медицинское заключение требовалось предоставить для выдачи водительского удостоверения взамен выданного ранее в случаях изменения содержащихся в нём персональных данных владельца, износа или повреждения водительского удостоверения, поступления заявления о его утрате (хищении), а также при получении международного водительского удостоверения.

Подписанным постановлением в Правила внесены изменения. Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей (кандидатов в водители) транспортных средств медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами исключено из перечня документов, представляемых для выдачи водительского удостоверения взамен ранее выданного в перечисленных выше случаях.

При этом медицинское освидетельствование остаётся обязательным в случаях, предусмотренных статьёй 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

МФЦ предоставлено право проставления в паспортах отметок о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета граждан РФ

С 17 февраля 2016 вступает в законную силу Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 № 72 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», согласно которому многофункциональным центрам предоставлено право проставления в паспортах отметок о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета граждан РФ.

Указанным Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 72 вносятся изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Правила дополнены Разделом VII, согласно которому с целью сокращения сроков регистрационного учета российских граждан по месту пребывания и по месту жительства при подаче гражданином документов через МФЦ, а также минимизации бумажного документооборота предусмотрена возможность взаимодействия органов регистрационного учета с МФЦ в электронном виде без дублирования документов на бумажных носителях.

Так, установлены особенности взаимодействия между МФЦ и органами регистрационного учета граждан; предусмотрено право МФЦ оформлять российским гражданам свидетельства о регистрации по месту пребывания и по месту жительства и проставлять отметки о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства в паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Жильцы не должны оплачивать услуги по водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии в доме коллективных приборов учета

Верховным судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 23.12.2015, даны разъяснения в сфере гражданского законодательства, в том числе по оплате коммунальных услуг.

Так, в случае отсутствия в доме коллективных приборов учёта с жильцов дома снимается обязанность по оплате коммунальной услуги по водоотведению.

Ресурсоснабжающие организации могут взимать денежные средства за услугу по водоотведению на общедомовые нужды только в случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой счётчик сточных вод. Иначе стоимость услуги по водоотведению должна рассчитываться только отдельно для каждой квартиры – по показаниям индивидуальных приборов учёта или по нормативу (в случае отсутствия прибора учёта).

Верховным судом на доводы ресурсоснабжающей компании о том, что при отсутствии у потребителя прибора учёта сточных вод допустимо осуществление коммерческого учёта расчётным способом, в соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона № 416–ФЗ от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении», указано, что рассматриваемые правоотношения регулируются жилищным законодательством, следовательно, законодательство о водоснабжении в данном случае не применимо.

Внесены уточнения, касающиеся создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Федеральным законом от 28.11.2015 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены уточнения в области архитектурно-строительного проектирования.

Так, указанный Закон дополняет состав проектной документации для объектов капитального строительства обязательным наличием перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда.

Теперь данные материалы подлежат предоставлению застройщиком в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в том числе через многофункциональные центры в целях строительства и реконструкции объекта капитального строительства.

Указанный закон позволит создать наиболее благоприятные условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в объектам социальной инфраструктуры.

Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2016.

Деньги на счете мобильного телефона нельзя арестовать

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.10. 2015 г. N 84-КГ15-9 оставлены без изменения судебные акты об отказе в иске по делу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления о наложении ареста на денежные средства, поскольку авансовые платежи за оплату услуг связи находятся на счетах оператора связи, а не на лицевом счёте абонента; оператор связи к участию в деле не привлекался, и наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах оператора, невозможно, в связи с чем постановление пристава-исполнителя является законным.

В обоснование решения суд указал, что денежные средства, внесенные абонентом по договору оказания услуг связи в качестве аванса, представляют собой предварительную оплату услуг, оказываемых оператором связи.

С момента поступления денежных средств на счет оператора связи, абонент приобретает право требовать оказания услуг связи на сумму внесенного аванса.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.

Согласно пункту 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 г. № 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей. При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств.

Исходя из положений законодательства и существа правоотношений по оказанию услуг телефонной связи, оператор связи не является держателем имущества своих абонентов и не обладает информацией о принадлежащем им имуществе. Между абонентом и оператором имеются отношения по возмездному оказанию услуг, в силу которых оператор обязан предоставить абоненту услуги связи. Внесенные абонентом в качестве аванса денежные средства представляют собой предварительную оплату услуг, оказываемых оператором связи, и с момента поступления на счет оператора абонент приобретает право требовать оказания услуг связи на сумму внесенного аванса.

Авансовые платежи за оплату услуг связи находятся на счетах оператора связи, а не на лицевом счете абонента, и наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах оператора, невозможно.

Внесены изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральным законом РФ № 314-ФЗ от 23.11.2015 г. внесены изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности».

В частности, закон дополнен статьей 3.1, которая предусматривает особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям Федеральным законом установлено, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма, а также их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Изменения вступили в действие с 23.11.2015.

Дополнительные сборы в сфере образования недопустимы

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

В соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.

Вступили в силу поправки в КоАП о штрафах за затягивание выдачи разрешений на строительство

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 10 января 2016 года антимонопольная служба получила полномочия на рассмотрение жалоб в отношении госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства.

При нарушениях на всех уровнях – от выделения земельных участков до постановки на кадастровый учет – хозяйствующие субъекты смогут в течение трех месяцев обратиться в ФАС и обжаловать незаконные действия или бездействие властей по короткой семидневной процедуре. В случае подтверждения нарушения регулятором будет выдано обязательное для исполнения предписания для устранения этого нарушения.

Кроме того, закон предусматривает привлечение нарушителей к административной ответственности по ст.14.9.1. «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства». Согласно санкции статьи для чиновников штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей, при повторном нарушении — 30–50 тысяч рублей или дисквалификация на 2 года.

11.02.2016

За незаконную вырубку лесных насаждений предусмотрена административная и уголовная ответственность

 

За незаконную рубку лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На виновное лицо может быть наложен штраф: на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

Если вышеуказанные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, то в соответствии с ч.2 ст. ст. 8.28 КоАП РФ на виновное лицо может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 4-х до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей. Кроме того, у виновного могут быть конфискована продукция незаконного природопользования, а также орудия совершения административного правонарушения.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч.1 ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненный посягательством, который должен превышать 5 тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

Наказание за указанное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Если вышеуказанные деяния совершены группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо в крупном размере, виновные лица в соответствии с ч.2 ст.260 Уголовного кодекса РФ наказываются штрафом в размере от 500 тысяч до 1,5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 2-х лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае, если преступление совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то на основании ч.3 ст.260 Уголовного кодекса РФ наказание может быть назначено в виде штрафа в размере от 1 млн. до 3 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо в виде принудительных работ на срок до 5 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с примечанием к ст.260 Уголовного кодекса РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 5 тысяч рублей, крупным размером – 50 тысяч рублей, особо крупным размером - 150 тысяч рублей.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 Уголовного кодекса РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например:

- рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов),

- рубка лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный,

- рубка лесных насаждений с нарушением породного или возрастного состава,

- рубка лесных насаждений за пределами лесосеки.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдирание коры и др.).

10.02.2016

Внесены изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Федеральным законом от 30.12.2015 года № 423-ФЗ внесены изменения в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно изменениям, ювелирные изделия стоимостью не более 40 тыс. руб., с 10 января можно приобрести без паспорта.

При оплате банковской картой необходим паспорт, если сумма покупки превышает 100 тыс. руб. или эквивалент в иностранной валюте. Независимо от стоимости изделия продавец вправе проверить сведения о клиенте, если возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Изменения вступили в действие с 10.01.2016.

09.02.2016

Увеличены размеры штрафов за ведение предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увеличены штрафные санкции за ведение предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В частности, внесены изменения в ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)и ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Так, с 29.12.2015 года осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

08.02.2016

Новые правила налогообложения доходов от продажи объектов недвижимости, приобретенных после 01.01.2016

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 217.1 «Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества», которой вводится понятие минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества». По общему правилу он будет составлять 5 лет.

Для целей налогообложения изменен не только срок владения объектом, но и установлен контроль над ценой продажи объекта.

Согласно п. 6 ст. 210 НК РФ (в редакции с 01.01.2016) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ.

В новой редакции будет применяться п. 17.1 ст. 217 НК РФ, устанавливающий льготу по налогу на доходы от продажи имущества. С 01.01.2016 не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:

- от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ;

- от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно п. 2 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В иных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет. При этом данный срок (5 лет) законом субъекта РФ может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества (ч. 1, п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Кроме того, согласно внесенным изменениям заниженная стоимость в договоре купли-продажи от налогов не спасет. Так как, начиная с января 2016 года, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества окажутся меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, данная норма не применяется.

В свою очередь, законом субъекта РФ размер понижающего коэффициента (0,7) также может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества (ч. 2, п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

05.02.2016

Право общей долевой собственности в многоквартирном доме

Согласно нормам действующего жилищного законодательства РФ собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности также общее имущество в многоквартирном доме.

Иными словами, в случае приобретения гражданином в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, он становится и собственником доли в праве собственности на общее имущество в этом доме, которая пропорциональна размеру общей площади приобретенного жилого помещения.

К такому имуществу согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся, в частности, лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, иные помещения, предназначенные для организации досуга жильцов, культурного развития, творчества, занятий физической культурой и спортом и т.п.

Вместе с тем, доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме не может служить самостоятельным предметом различного рода сделок или самостоятельно (отдельно от права собственности на жилое помещение) переходить от одного лица к другому.

Однако, нередки случаи отчуждения или иного способа выбытия (в том числе из пользования) из состава общего имущества в многоквартирном доме его элементов, в частности, подвалов, помещений мест общего пользования и других элементов.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться общим имуществом в многоквартирном доме.

Нормами части 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет собственнику помещения в многоквартирном доме на выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также на отчуждение этой доли и совершение иных действий, влекущих за собой передачу доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

Из содержания части 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переход доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома возможен только при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме.

Аналогичные положения также закреплены в части 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статье 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, возникновение права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома неразрывно связано с возникновением права собственности на жилое помещение в этом доме. Доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует судьбе права собственности на расположенное в нем жилое помещение и не может существовать отдельно от него.

Пределы распоряжения собственниками указанным имуществом ограничены жилищным и гражданским законодательством РФ и распространяются только на случаи передачи общего имущества многоквартирного дома другим лицам во временное пользование и (или) владение, в том числе в целях получения дохода.

При этом, в силу требований частей 2 - 4 статьи 36, статей 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации такое решение принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Аналогичный порядок принятия решения распространяется и на случаи, когда в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья либо создан жилищно-строительный кооператив.

Самовольное же распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме может повлечь снижение безопасности многоквартирного дома, привести к ненадлежащей эксплуатации важнейших конструктивных и технических элементов здания, исключить свободный доступ собственников жилья к помещениям, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Право обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставлено также прокурору.