Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Хранительница Времени (репортаж)

6001649- Наверное, в станице Варениковской все просто обожают вареники, - от этой мысли я невольно заулыбался и решил продолжить, - вареники с творогом, картофелем, вишней… Стоп, - прервал я себя, - все это никак не вяжется с образом Хранительницы Времени. Кто она? Сколько ей лет? Почему в казачьей станице так ее называют? На все эти вопросы я должен был найти ответы в загадочной и «аппетитной» Варениковской.

Школьный двор на удивление встретил меня тишиной.

- Идет урок, - подумал я. – Ну и хорошо, никто не будет отвлекать.

Здание школы было маленьким, какого-то персикового цвета. Осенние клумбы на фоне ярких стен учебного заведения приобретали сочность и живость.

- Это вы к Храни… Ой, к Людмиле Андреевне? – совсем неожиданно спросил мальчишка, явно поджидавший кого-то. Меня порадовала его «осечка», было очевидно, что и в школе Людмилу Андреевну Письменскую называют Хранительницей Времени.

Юный казачок гордо шел впереди.

- Идите за мной, - со знанием дела произнес мальчонка. – Она сейчас на уроке. Мы подождем ее в нашем музее.

Я шел по просторному коридору, на стенах которого было много фотографий, связанных с жизнью станицы в военное время.

- А вы знаете, что у реки Кубань около трехсот названий?

Заметив мою неспособность ответить на столь сложный вопрос, казачок «кинулся в бой». Он буквально забросал меня вопросами, на которые тут же давал ответы.

- Имя нашей станицы связано с появлением на правом берегу Кубани пристани Варениково, названной в честь Черноморского войскового старшины Алексея Васильевича Вареника. Нет никакой связи с варениками, как многие ошибочно считают, - многозначительно подытожил казак. – А ведь на Сопке Героев наши мальчишки и девчонки босыми ногами нащупывали неразорвавшиеся мины, - добавил он совсем неожиданно.

За пятьдесят метров, которые мы прошли от холла до музея, детская мысль успела промчаться по историческим событиям, разделенных десятилетиями. Чувствовалось, что юному казаку нравилось быть в чем-то эрудированнее городского дяди.

- Проходите.

Дверь музея распахнулась… Нельзя передать словами свои ощущения, которые я испытал, в этот момент. Та картина, которая была сейчас за моей спиной, и то, что предстало перед моим взором, оказались столь полярными. Бешеный ритм современности с гаджетами и супертехнологиями остались там, в коридоре. Здесь же я решил оставить свою аппаратуру, не хотел спугнуть великое и таинственное модными вещицами. Даже освещение и запах в музее были другие, те, далекие. Мне хотелось слышать, видеть, дышать, чувствовать всей кожей, впитать в себя тайну.

Словно понимая мое состояние, казачок остался в коридоре и дал мне возможность насладиться осознанием того, что я «вижу» и «чувствую» годы, десятилетия, века.

За этим делом меня застала Хранительница Времени, невысокая, улыбчивая женщина лет шестидесяти. Я хорошо помню ее глаза. К сожалению, такие глаза – редкость в наши дни. В них можно было увидеть многое: богатый жизненный опыт, бесконечную мудрость, добрый и веселый нрав. Поймав на себе ее взгляд, я понял, что она знает о перевороте, который произошел в моем сознании. Первоначальное желание справиться с заданием за час-два бесследно исчезло. Мне хотелось говорить с Людмилой Андреевной еще и еще. Каждый новый факт заставлял меня удивляться. Оказалось, что Людмила Письменская – учитель математики, а история Кубани – это ее хобби; что музей – это результат титанической работы детей, учителей, станичников, причем на совершенно добровольных началах и энтузиазме.

- А хотите, я вам покажу свою любимую работу? – лукаво спросила Хранительница Времени.

Я только смог, что кивнуть головой, настолько меня переполняли эмоции.

- Это «Книга Памяти», - Людмила Андреевна бережно перелистывала огромные листы. - В ней собраны данные об участниках Великой Отечественной войны, наших станичниках. Многих из них уже нет в живых, но подвиг каждого не будет забыт никогда.

Я уловил ее чувства боли и гордости, пронизанные патриотизмом в самом высоком его понимании. Со страниц Великой книги на меня смотрели люди в военном и штатском, пожилые и совсем юные; каждый из них – это история, история станицы, Кубани; это великая история моей Родины…

Древнейшие города Таманского полуострова и Зихии, топонимика Кубанских станиц и водоемов, Партизанский отряд «Ворон», Варениковское подполье, «Ночные ведьмы», «Голубая линия», репрессии на Кубани, Сопка героев, - вся эта информация требовала места в моем сознании.

- Дяденька! - одернула меня тоненькая с огромными глазами девочка, когда я уходил со школьного двора. – Смотрите! – она протянула мне маленькую ладошку, на которой лежали две старые пуговицы.

“FR Joseph I VIRIBUS UNITIS 1848” – с трудом я смог разобрать.

– Я нашла их у бабушки в сарае… А вы знаете, что это пуговицы с военной формы моряков, служивших на линкорах Австро-Венгрии? Как эти пуговицы могли оказаться у нас в сарае?! – Ее и без того огромные глаза распахнулись и наполнились необыкновенным светом…

Я покидал чудесную казачью станицу, переполненный чувствами и мыслями. Я знал, что эта девочка обязательно докопается до истины; и у нее еще впереди не одно историческое открытие…

«Семена», посеянные Хранительницей Времени, уже дали «всходы».

А я еще вернусь в Варениковскую, чтобы погрузиться в совершенно иной мир – мир, где помнят, чтут великое наследие Кубани.

Ксения Теплинская (юнкор школы №58)

Тамила Зажигина (руководитель детской редакции)